Сенсорные игры старших дошкольников

Программа занятий

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы по сенсорному воспитанию детей старшей группы

Название игры

Признак

Программное содержание

Используемый материал

Работа с родителями

Сентябрь

«Какого цвета предмет?»

Цвет

Выявление знаний о цветах и оттенках

Цветные карандаши

Анкетирование родителей

Индивидуальные консультации по сенсорному развитию детей

«Светлые и темные картинки»

Рассматривание акварельных красок

Акварельные краски

«Подбери себе соседа»

Сопоставление и обобщение предметов по цвету

Пирамидки

«Что за форма?»

Форма

Уточнение знаний о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)

Плоскостные геометрические фигуры

«Фигуры из счетных палочек»

Знакомство с трапецией

Счетные палочки

«Подбери шнурки для ботинок карликам и великанам»

Величина

Установление соотношений по величине

Пособие «Ботинок», шнурки

«Палочки в ряд»

Последовательное расположение в ряд элементов разной величины

Палочки разной величины

Октябрь

«Какой цвет?»

Цвет

Изображение цветового ряда от самого темного до самого светлого

Полоски цветового ряда

Оформление стенда по сенсорному развитию

«Орнамент»

Получение новых оттенков цветовых тонов по светлоте

Акварельные краски, кисти, палитры, промокашки, баночки с водой

«Пирамидка»

Высветление цвета и составление ряда по светлоте

Различные пирамидки

«Новая форма»

Форма

Выкладывание трапеций из палочек, мозаики

Мозаика, счетные палочки

«Разные четырехугольники»

Сравнение прямоугольника и трапеции

Плоскостные прямоугольники, трапеции

«Найди по описанию»

Последовательное обследование расчлененной формы, словесное описание и узнавание по описанию

Расчлененные геометрические формы

«Разные полоски»

Величина

Строительство последовательного ряда по величине (ширине)

Полоски разной ширины

«Сложи дощечки»

Расположение предметов в двух направлениях: по возрастанию и убыванию ширины

Предметы разной ширины

Ноябрь

«Окраска воды»

Цвет

Получение трех оттенков любого цвета (темный, светлее, самый светлый)

Баночки с чистой водой, кисти, краска определенного цвета

Пополнение предметно-развивающей среды в группе

Родительское собрание «Значение сенсорного воспитания для умственного развития ребенка»

«Праздничный салют» (ООД по аппликации)

Закрепление представлений о светлотном ряде

Круги разноцветные, клей, кисти, тряпочки, клеенки

«Вот какая форма»

Форма

Обведение трафаретов геометрических форм, запоминание, называние

Трафареты геометрических форм

Подбери по форме»

Подбор предметов к геометрическим образцам

Геометрические формы, предметы, похожие на эти формы

«Незаконченные картинки»

Знакомство с разновидностями геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы)

Разновидности геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы)

«Матрешки на зарядке»

Величина

Строительство последовательного ряда по величине (высоте), примерять и переставлять предметы нельзя

Набор матрешек

«Сломанная лестница»

Замечание нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины

Кирпичики

Декабрь

«Волшебные краски»

Цвет

Знакомство с оттенками по цветовому тону

Акварельные краски, кисти, промокашки, палитры, баночки с водой

Выставка дидактического материала  по сенсорному развитию

«Три воздушных шарика»

Получение разных светлотных оттенков смешением красок

Акварельные краски, кисти, промокашки, палитры, баночки с водой

«Незаконченные картинки»

Форма

Знакомство с разновидностями геометрических фигур (квадраты, прямоугольники с разными соотношениями сторон)

Разновидности геометрических фигур

«Нарисуй и назови форму»

Рисование геометрических форм мелом на доске

Мел, доска

«Найди на ощупь»

Сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предмета

Мешочек, предметы различной формы

«Три подружки»

Величина

Определение пропорций:  подбор на глаз предметов, находящихся между собой в таком же отношении по величине, как в образце

Образец, предметы

«Найди елочки»

Использование мерки для определения одного из параметров величины (высоты)

Мерки, елочки разной величины

Январь

Промежуточная диагностика уровня знаний по программе

Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полугодие

Игровой материал в сенсорном уголке, сенсорной зоне

Консультация «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей дошкольного возраста»

«Цветные льдинки»

Цвет

Изготовление цветного льда светлых тонов

Вода, окрашенная в светлые тона, формочки, ниточки

«Разноцветная вода»

Закрепление представлений об оттенках по цветовому ряду

Баночки с водой, краски (красная, желтая, синяя), кисти, тряпочки

«Кто больше назовет?»

Отыскивание цветов и оттенков в окружающей обстановке

Специально подготовленная обстановка

«Новая форма»

Форма

Знакомство с многоугольником (пытиугольником, шестиугольником и т. д.)

Различные многоугольники

«Назови, что нарисуешь»

Рисованиефломастером знакомых форм, включая многоугольники

Листы бумаги, фломастеры, многоугольники

«Незаконченные картинки»

Знакомство с разновидностями геометрических фигур (треугольников), развитие глазомера

Различные треугольники, незаконченные картинки

«Купим куклам школьную форму»

Величина

Установление соответствия между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине

Два набора из четырех картонных фигурок школьниц, последовательно изменяющихся по величине, соответствующих размеров школьная форма

«Строим башни»

Игры с призмами и конусами

Наборы призм, конусов

Февраль

«Украшаем клумбу»

Цвет

Рассматривание цветных льдинок

Изготовленные детьми цветные льдинки

Рекомендации «Умные игры для дома», «Игры по дороге домой»,  «Игры на кухне»

«Подбери предметы похожего цвета»

Сопоставление и группировка предметов по цвету

Предметы разных цветов

«Кто больше увидит?»

Форма

Последовательное зрительное обследование, словесное описание предмета

Специально подготовленные предметы

«Орнамент»

Выделение пространственного расположения геометрических фигур (по рисунку)

Два образца орнаментов, листы бумаги, кисти, палитры, гуашь красная и белая, Тряпочки, баночки с водой

«Расставь по порядку»

Величина

Сопоставление и упорядочение предметов по одному измерению, отвлекаясь от других измерений

Предметы и игрушки разной величины

«Сестрички идут по грибы»

Установление сопоставления двух рядов, нахождение пропущенного элемента ряда

Фланелеграф, семь бумажных матрешек, корзиночки

Март

«Какого цвета предметы в нашей группе?»

Цвет

Называние цветового тона с указанием его признака

Интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи

Выставка рисунков, поделок: «Наши достижения»

«Красивые цветы»

Подбор предметов по слову, обозначающему цвет

Специально подготовленная обстановка

«Художники»

Упражнение в смешивании красок

Краски, кисти, палитры, промокашки, баночки с водой

«Фигурки из цветной мозаики»

Форма

Формирование умения расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях

Карточки с образцами предметных картинок, которые собираются из мозаики

«Сложи рисунок»

Создание изображения предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов

Два комплекта геометрических фигур

«В какую коробку?»

Величина

Установление соотношений по величине между пятью предметами

Наборы предметов, разных по величине

«Сломанная лестница»

Замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины, включая недостающие элементы в ряд

Десять прямоугольников; фланелеграф

Апрель

«Чайный сервиз» (ООД по аппликации)

Цвет

Знакомство с делением цветов на теплые и холодные

Картинка с изображением радуги. Красные и синие листы бумаги с наклеенными по две чашки и одному чайнику; кружочки разных цветов, клей, кисточка, тряпочка

Игровые задания для сенсорного развития ребенка в семейных условиях

Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

«Радуга»

Определение последовательности расположения цветов в спектре

Картина «Радуга», указка; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги; полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисти, тряпочки

«Фигурки из цветной мозаики»

Форма

Планирование действий, расчленение сложной формы предмета на элементы

Карточки с образцами предметных картинок, которые собираются из мозаики, контурные изображения, чистые карточки

«Кто быстрее сложит рисунок?»

Создание изображений предметов сложной формы на заданную тему

Листы бумаги, набор геометрических фигур

«Кто первый»

Величина

На глаз установить равенство и неравенство двух протяжностей

Бумажные полоски разной длины

«Калейдоскоп»

Подбор объектов по образцу, опираясь на несколько признаков одновременно

Несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента; листы бумаги; клей, кисти, тряпочки; элементы орнамента

Май

«В гостях у солнышка и снежной королевы»

Цвет

Цвет

Закрепление представлений о группировке цветов на теплые и холодные

Картина с изображением цветика-семицветика, Солнышка, Снежной королевы; две куклы; листы бумаги; бумажная посуда

Создание библиотечки для родителей по сенсорному развитию детей данного возраста

Информационные стенды по сенсорному развитию

«Живые лепестки»

Закрепление представлений о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре

Двенадцать картонных лепестков, окрашенных в шесть спектральных цветов ив шесть промежуточных оттенков по цветовому тону

«Улетающие шары»

Уточнение представлений о белом и черном цветах

Рисунок с улетающими шарами (вблизи и вдали)

«Геометрическое лото»

Форма

Группировка предметов по форме

Пять карточек с изображением геометрических фигур; по пять карточек с изображением предметов разной формы (круглой, квадратной, овальной, прямоугольной)

«Что в мешочке?»

Узнавание и называние общей формы предметов и формы их частей

Набор геометрических фигур; мешочек с предметами разной формы

«Три подружки»

Величина

Подбор на глаз предметов, находящихся между собой в таком отношении по величине, как в образце

Набор маленьких матрешек: наборы больших матрешек. Матрешки одинаково окрашены

«Расставь мебель»

Описание словами отдельных измерений величины

Карточки с изображением мебели разной величины

Итоговая диагностика по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе

Занимательный дидактический материал

Ознакомление родителей с  диагностическими данными детей. Рекомендации по дальнейшей работе

Содержание психолого-педагогической работы

Тематическое планирование работы по сенсорному воспитанию детей подготовительной к школе  группы

Название игры

Признак

Программное содержание

Используемый материал

Работа с родителями

Сентябрь

«Какого цвета предметы в нашей группе»

Цвет

Выявление знаний о цветах и оттенках

Интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи

Анкетирование родителей

Индивидуальные консультации по сенсорному развитию детей

«Краски и волшебство»

Знакомить детей с понятием «тон цвета». Дать представление о получении насыщенных и светлых тонов и способах их получения

Набор оттенков трех красок-силуэтов (синий, желтый, красный), карточки с изображением цветных и белых капель

«Мастерская форм»

Форма

Определить знания детей о геометрических формах

Специально подготовленная обстановка; счетные палочки

«Геометрическая мозаика»

Закреплять  знания о знакомых геометрических фигурах

Набор «Геометрическая мозаика»

«Дома для зверей»

Величина

Установление соотношений по величине

Карточки с изображением домов и зверей, различающихся по величине

«Полоски в ряд»

Последовательно располагать  элементы разной величины, используя правило: выбирай каждый раз самую большую, самую длинную…

Десять полосок разной длины  по убывающим размерам

Октябрь

«Осенние листья»

Цвет

Упражнять  в различении цветов спектра путем подбора по образцу

Разноцветные листья, полосочки - веточки

Советы родителям: «Предметно-развивающая среда дома для детей дошкольного возраста»

«Говорящие цвета»

Знакомить с оттенком цвета, уточнять понятия «цвет», «оттенок»

Карточки с изображением предметов (малина – малиновый, роза – розовый и т. д.), карточки – оттенки

«Кто больше увидит?»

Форма

Развитие зрительного восприятия, памяти

Набор геометрических фигур

«Танграм»

Самостоятельно собрать квадрат, составить изображение по собственному замыслу

Игра «Танграм» по количеству играющих

«Назови величину»

Величина

Формировать дифференцированное восприятие качеств величины

Картинки с изображением предметов разной величины

«Кто быстрее подберет коробки»

Учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте

6-8 коробок разного размера

Ноябрь

«Составь букет»

Цвет

Различать теплые и холодные цвета. Закрепить в активном словаре их названия.

Две картинки с цветочными  вазами.  В вазах зелёные стебли. На одной вазе узор тёплого цвета, на другой холодного.  Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: холодных и тёплых тонов

День открытых дверей: «Забавная сенсорика»

Родительское собрание «Воспитание сенсорной культуры у детей подготовительной к школе группе»

«Подбери себе соседа»

Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету

Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырёх - пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребёнка)

«Подбери по форме»

Форма

Подбирать предметы к геометрическим образцам

Геометрические фигуры, предметы интерьера, игрушки

«Разложи, как я скажу»

Развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур

Набор геометрических фигур

«Коробки в ряд»

Величина

Сопоставление предметов в ряд от самой высокой до самой низкой

Набор коробок разной высоты

«Веселые матрешки»

Различать и сравнивать предметы по разным качествам величины

2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов

Декабрь

«Подбери кружочки похожего цвета»

Цвет

Различать цветовые оттенки

Кружки основных цветов и пять оттенков каждого цвета

Консультация: «Воспитание шустриков и мямликов».  Дать рекомендации по проблеме общения с медлительными или подвижными детьми

«Домики и гномики»

Закрепление теплой и холодной  гаммы и ахроматических цветов (белой, черной, серой)

Домики и гномики в одной цветовой гамме

«Подбери по форме»

Форма

Подбирать предметы знакомых геометрических форм по названиям

Предметы интерьера, игрушки, фрукты. Овощи (муляжи) и т. п.

«Угадай, что в мешочке лежит?»

Определять на ощупь геометрические фигуры, геометрические тела

Мешочек, геометрические фигуры, геометрические тела

«Длинное – короткое»

Величина

Развитие четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины

Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, толстый мишка и тоненькая кукла

«Одежда для карликов и великанов»

Сопоставление предметов по величине

Куклы, наборы одежды разной величины

Январь

Промежуточная диагностика уровня знаний по программе

Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полугодие

Игровой материал в сенсорном уголке, сенсорной зоне

Буклеты с играми по развитию сенсорной культуры для занятий в домашних условиях

Беседа «Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорного развития детей»

«Разноцветные шарфы»

Цвет

Упражнять в смешивании основных цветов для получения новых оттенков

Образцы шарфов для рассматривания, краски, кисти, палитры, непроливайки

«Дорисуй деталь»

Знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора

Две картинки. На одной нарисован сапожок с орнаментом, надругом - контур

«Сломанная машина»

Форма

Замечать нарушения в изображенном предмете

Машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части

«Сложи фигуру»

Составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу

Фланелеграф, модели геометрических фигур

«Найди свой домик»

Величина

Наборы сюжетных картинок и разрезных, подбирать предмет к образцу

Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине

«Елочки для мишки и мышки»

Сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», правильно показывать высоту предметов

Фланелеграф, бумажные домики: высокий для медведя, низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький).

На каждого ребёнка по две ёлочки (высокая – 15 см и низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией

Февраль

«Зимняя палитра»

Цвет

Получать смешением красок разные светлотные оттенки. Продолжить знакомство со светлотным рядом

Рисунок 5-7 воздушных шаров разной светлоты; листы бумаги, палитры, гуашь, вода

Памятка для родителей: «Какие игры нужны ребенку для развития сенсорной культуры»

«Карандаши рассказывают сказки»

Закрепление цветов спектра, теплых и холодных тонов

Цветные карандаши, листы бумаги

«Геометрическое лото»

Форма

Сравнение формы предмета с геометрической фигурой путем подбора предмета к геометрическому образцу

Карточки с геометрическими фигурами, с предметами разной формы

«Кому какая форма»

Группировать геометрические фигуры (круги, овалы)по форме, отвлекаясь от цвета и величины

Большие мишка и матрешка, круги и овалы разных цветов и размеров

«Посадим ели»

Величина

Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз

Счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели

«Что шире, что уже»

Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине

По 7 полосок разной длины и ширины

Март

«Волшебные лепестки»

Цвет

Закрепить знания детей основных цветов и их оттенков

Цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов, вазы, подносы

Консультация: «Игрушки сенсорного свойства»

«Полянка расцветай»

Дифференцировать однородные предметы различных цветов

Вырезанные из цветного картона цветы    (по 8-10 каждого цвета)

«Ищи и находи»

Форма

Находить в комнате предметы заданной формы и цвета

Специально подготовленная обстановка

«Сложи картинку»

Составлять сложную картинку из частей

Наборы сюжетных картинок и разрезных

«Найди и назови»

Величина

Находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета

Различные геометрические фигуры

«Разложи по порядку»

Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине

Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. По 5 палочек на каждого ребенка

Апрель

«Цветные шаги»

Цвет

Знание основных цветов и оттенков

Одежда на детях разных цветов и оттенков

Фотовыставка «Вот и стали мы на год взрослее»

«Детективы»

Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность

Цветная картинка, чистый лист бумаги, карандаш

«Мастерим геометрические фигуры»

Форма

Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств

Наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

«Геометрический конструктор»

Выкладывание фигур краба и бабочки из треугольников на время. Закрепление знаний о треугольниках

Восемь равнобедренных треугольников, на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы

«Расставь по порядку»

Величина

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке

Магнитная доска, деревья разной высоты

Май

«Кто больше запомнит»

Цвет

Умение зрительно узнавать в окружающем пространстве

цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание

В окружающей обстановке предметы одного и того же цвета, величины, формы

Памятка для родителей:

«Роль семьи в познавательно-речевом развитии детей»

«Сложи фигуру»

Форма

Составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу

Фланелеграф, модели геометрических фигур

«Кто какого роста?»

Величина

Установление отношений между величинами на глаз, с помощью условной мерки

Рисунки с изображением детей разного роста, условная мерка

Итоговая диагностика по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе

Занимательный дидактический материал

Ознакомление родителей с  диагностическими данными детей. Рекомендации по дальнейшей работе

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie