Сенсорные игры старших дошкольников




Программа занятий
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы по сенсорному воспитанию детей старшей группы
Название игры |
Признак |
Программное содержание |
Используемый материал |
Работа с родителями |
|
Сентябрь |
|||||
«Какого цвета предмет?» |
Цвет |
Выявление знаний о цветах и оттенках |
Цветные карандаши |
Анкетирование родителей Индивидуальные консультации по сенсорному развитию детей |
|
«Светлые и темные картинки» |
Рассматривание акварельных красок |
Акварельные краски |
|||
«Подбери себе соседа» |
Сопоставление и обобщение предметов по цвету |
Пирамидки |
|||
«Что за форма?» |
Форма |
Уточнение знаний о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) |
Плоскостные геометрические фигуры |
||
«Фигуры из счетных палочек» |
Знакомство с трапецией |
Счетные палочки |
|||
«Подбери шнурки для ботинок карликам и великанам» |
Величина |
Установление соотношений по величине |
Пособие «Ботинок», шнурки |
||
«Палочки в ряд» |
Последовательное расположение в ряд элементов разной величины |
Палочки разной величины |
|||
Октябрь |
|||||
«Какой цвет?» |
Цвет |
Изображение цветового ряда от самого темного до самого светлого |
Полоски цветового ряда |
Оформление стенда по сенсорному развитию |
|
«Орнамент» |
Получение новых оттенков цветовых тонов по светлоте |
Акварельные краски, кисти, палитры, промокашки, баночки с водой |
|||
«Пирамидка» |
Высветление цвета и составление ряда по светлоте |
Различные пирамидки |
|||
«Новая форма» |
Форма |
Выкладывание трапеций из палочек, мозаики |
Мозаика, счетные палочки |
||
«Разные четырехугольники» |
Сравнение прямоугольника и трапеции |
Плоскостные прямоугольники, трапеции |
|||
«Найди по описанию» |
Последовательное обследование расчлененной формы, словесное описание и узнавание по описанию |
Расчлененные геометрические формы |
|||
«Разные полоски» |
Величина |
Строительство последовательного ряда по величине (ширине) |
Полоски разной ширины |
||
«Сложи дощечки» |
Расположение предметов в двух направлениях: по возрастанию и убыванию ширины |
Предметы разной ширины |
|||
Ноябрь |
|||||
«Окраска воды» |
Цвет |
Получение трех оттенков любого цвета (темный, светлее, самый светлый) |
Баночки с чистой водой, кисти, краска определенного цвета |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе Родительское собрание «Значение сенсорного воспитания для умственного развития ребенка» |
|
«Праздничный салют» (ООД по аппликации) |
Закрепление представлений о светлотном ряде |
Круги разноцветные, клей, кисти, тряпочки, клеенки |
|||
«Вот какая форма» |
Форма |
Обведение трафаретов геометрических форм, запоминание, называние |
Трафареты геометрических форм |
||
Подбери по форме» |
Подбор предметов к геометрическим образцам |
Геометрические формы, предметы, похожие на эти формы |
|||
«Незаконченные картинки» |
Знакомство с разновидностями геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы) |
Разновидности геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы) |
|||
«Матрешки на зарядке» |
Величина |
Строительство последовательного ряда по величине (высоте), примерять и переставлять предметы нельзя |
Набор матрешек |
||
«Сломанная лестница» |
Замечание нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины |
Кирпичики |
|||
Декабрь |
|||||
«Волшебные краски» |
Цвет |
Знакомство с оттенками по цветовому тону |
Акварельные краски, кисти, промокашки, палитры, баночки с водой |
Выставка дидактического материала по сенсорному развитию |
|
«Три воздушных шарика» |
Получение разных светлотных оттенков смешением красок |
Акварельные краски, кисти, промокашки, палитры, баночки с водой |
|||
«Незаконченные картинки» |
Форма |
Знакомство с разновидностями геометрических фигур (квадраты, прямоугольники с разными соотношениями сторон) |
Разновидности геометрических фигур |
||
«Нарисуй и назови форму» |
Рисование геометрических форм мелом на доске |
Мел, доска |
|||
«Найди на ощупь» |
Сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предмета |
Мешочек, предметы различной формы |
|||
«Три подружки» |
Величина |
Определение пропорций: подбор на глаз предметов, находящихся между собой в таком же отношении по величине, как в образце |
Образец, предметы |
||
«Найди елочки» |
Использование мерки для определения одного из параметров величины (высоты) |
Мерки, елочки разной величины |
|||
Январь |
|||||
Промежуточная диагностика уровня знаний по программе |
Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полугодие |
Игровой материал в сенсорном уголке, сенсорной зоне |
Консультация «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей дошкольного возраста» |
||
«Цветные льдинки» |
Цвет |
Изготовление цветного льда светлых тонов |
Вода, окрашенная в светлые тона, формочки, ниточки |
||
«Разноцветная вода» |
Закрепление представлений об оттенках по цветовому ряду |
Баночки с водой, краски (красная, желтая, синяя), кисти, тряпочки |
|||
«Кто больше назовет?» |
Отыскивание цветов и оттенков в окружающей обстановке |
Специально подготовленная обстановка |
|||
«Новая форма» |
Форма |
Знакомство с многоугольником (пытиугольником, шестиугольником и т. д.) |
Различные многоугольники |
||
«Назови, что нарисуешь» |
Рисованиефломастером знакомых форм, включая многоугольники |
Листы бумаги, фломастеры, многоугольники |
|||
«Незаконченные картинки» |
Знакомство с разновидностями геометрических фигур (треугольников), развитие глазомера |
Различные треугольники, незаконченные картинки |
|||
«Купим куклам школьную форму» |
Величина |
Установление соответствия между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине |
Два набора из четырех картонных фигурок школьниц, последовательно изменяющихся по величине, соответствующих размеров школьная форма |
||
«Строим башни» |
Игры с призмами и конусами |
Наборы призм, конусов |
|||
Февраль |
|||||
«Украшаем клумбу» |
Цвет |
Рассматривание цветных льдинок |
Изготовленные детьми цветные льдинки |
Рекомендации «Умные игры для дома», «Игры по дороге домой», «Игры на кухне» |
|
«Подбери предметы похожего цвета» |
Сопоставление и группировка предметов по цвету |
Предметы разных цветов |
|||
«Кто больше увидит?» |
Форма |
Последовательное зрительное обследование, словесное описание предмета |
Специально подготовленные предметы |
||
«Орнамент» |
Выделение пространственного расположения геометрических фигур (по рисунку) |
Два образца орнаментов, листы бумаги, кисти, палитры, гуашь красная и белая, Тряпочки, баночки с водой |
|||
«Расставь по порядку» |
Величина |
Сопоставление и упорядочение предметов по одному измерению, отвлекаясь от других измерений |
Предметы и игрушки разной величины |
||
«Сестрички идут по грибы» |
Установление сопоставления двух рядов, нахождение пропущенного элемента ряда |
Фланелеграф, семь бумажных матрешек, корзиночки |
|||
Март |
|||||
«Какого цвета предметы в нашей группе?» |
Цвет |
Называние цветового тона с указанием его признака |
Интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи |
Выставка рисунков, поделок: «Наши достижения» |
|
«Красивые цветы» |
Подбор предметов по слову, обозначающему цвет |
Специально подготовленная обстановка |
|||
«Художники» |
Упражнение в смешивании красок |
Краски, кисти, палитры, промокашки, баночки с водой |
|||
«Фигурки из цветной мозаики» |
Форма |
Формирование умения расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях |
Карточки с образцами предметных картинок, которые собираются из мозаики |
||
«Сложи рисунок» |
Создание изображения предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов |
Два комплекта геометрических фигур |
|||
«В какую коробку?» |
Величина |
Установление соотношений по величине между пятью предметами |
Наборы предметов, разных по величине |
||
«Сломанная лестница» |
Замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины, включая недостающие элементы в ряд |
Десять прямоугольников; фланелеграф |
|||
Апрель |
|||||
«Чайный сервиз» (ООД по аппликации) |
Цвет |
Знакомство с делением цветов на теплые и холодные |
Картинка с изображением радуги. Красные и синие листы бумаги с наклеенными по две чашки и одному чайнику; кружочки разных цветов, клей, кисточка, тряпочка |
Игровые задания для сенсорного развития ребенка в семейных условиях Консультации для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» |
|
«Радуга» |
Определение последовательности расположения цветов в спектре |
Картина «Радуга», указка; листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги; полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисти, тряпочки |
|||
«Фигурки из цветной мозаики» |
Форма |
Планирование действий, расчленение сложной формы предмета на элементы |
Карточки с образцами предметных картинок, которые собираются из мозаики, контурные изображения, чистые карточки |
||
«Кто быстрее сложит рисунок?» |
Создание изображений предметов сложной формы на заданную тему |
Листы бумаги, набор геометрических фигур |
|||
«Кто первый» |
Величина |
На глаз установить равенство и неравенство двух протяжностей |
Бумажные полоски разной длины |
||
«Калейдоскоп» |
Подбор объектов по образцу, опираясь на несколько признаков одновременно |
Несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента; листы бумаги; клей, кисти, тряпочки; элементы орнамента |
|||
Май |
|||||
«В гостях у солнышка и снежной королевы» |
Цвет Цвет |
Закрепление представлений о группировке цветов на теплые и холодные |
Картина с изображением цветика-семицветика, Солнышка, Снежной королевы; две куклы; листы бумаги; бумажная посуда |
Создание библиотечки для родителей по сенсорному развитию детей данного возраста Информационные стенды по сенсорному развитию |
|
«Живые лепестки» |
Закрепление представлений о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре |
Двенадцать картонных лепестков, окрашенных в шесть спектральных цветов ив шесть промежуточных оттенков по цветовому тону |
|||
«Улетающие шары» |
Уточнение представлений о белом и черном цветах |
Рисунок с улетающими шарами (вблизи и вдали) |
|||
«Геометрическое лото» |
Форма |
Группировка предметов по форме |
Пять карточек с изображением геометрических фигур; по пять карточек с изображением предметов разной формы (круглой, квадратной, овальной, прямоугольной) |
||
«Что в мешочке?» |
Узнавание и называние общей формы предметов и формы их частей |
Набор геометрических фигур; мешочек с предметами разной формы |
|||
«Три подружки» |
Величина |
Подбор на глаз предметов, находящихся между собой в таком отношении по величине, как в образце |
Набор маленьких матрешек: наборы больших матрешек. Матрешки одинаково окрашены |
||
«Расставь мебель» |
Описание словами отдельных измерений величины |
Карточки с изображением мебели разной величины |
|||
Итоговая диагностика по программе |
Обследование детей на определение итоговых знаний по программе |
Занимательный дидактический материал |
Ознакомление родителей с диагностическими данными детей. Рекомендации по дальнейшей работе |
Содержание психолого-педагогической работы
Тематическое планирование работы по сенсорному воспитанию детей подготовительной к школе группы
Название игры |
Признак |
Программное содержание |
Используемый материал |
Работа с родителями |
||
Сентябрь |
||||||
«Какого цвета предметы в нашей группе» |
Цвет |
Выявление знаний о цветах и оттенках |
Интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи |
Анкетирование родителей Индивидуальные консультации по сенсорному развитию детей |
||
«Краски и волшебство» |
Знакомить детей с понятием «тон цвета». Дать представление о получении насыщенных и светлых тонов и способах их получения |
Набор оттенков трех красок-силуэтов (синий, желтый, красный), карточки с изображением цветных и белых капель |
||||
«Мастерская форм» |
Форма |
Определить знания детей о геометрических формах |
Специально подготовленная обстановка; счетные палочки |
|||
«Геометрическая мозаика» |
Закреплять знания о знакомых геометрических фигурах |
Набор «Геометрическая мозаика» |
||||
«Дома для зверей» |
Величина |
Установление соотношений по величине |
Карточки с изображением домов и зверей, различающихся по величине |
|||
«Полоски в ряд» |
Последовательно располагать элементы разной величины, используя правило: выбирай каждый раз самую большую, самую длинную… |
Десять полосок разной длины по убывающим размерам |
||||
Октябрь |
||||||
«Осенние листья» |
Цвет |
Упражнять в различении цветов спектра путем подбора по образцу |
Разноцветные листья, полосочки - веточки |
Советы родителям: «Предметно-развивающая среда дома для детей дошкольного возраста» |
||
«Говорящие цвета» |
Знакомить с оттенком цвета, уточнять понятия «цвет», «оттенок» |
Карточки с изображением предметов (малина – малиновый, роза – розовый и т. д.), карточки – оттенки |
||||
«Кто больше увидит?» |
Форма |
Развитие зрительного восприятия, памяти |
Набор геометрических фигур |
|||
«Танграм» |
Самостоятельно собрать квадрат, составить изображение по собственному замыслу |
Игра «Танграм» по количеству играющих |
||||
«Назови величину» |
Величина |
Формировать дифференцированное восприятие качеств величины |
Картинки с изображением предметов разной величины |
|||
«Кто быстрее подберет коробки» |
Учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте |
6-8 коробок разного размера |
||||
Ноябрь |
||||||
«Составь букет» |
Цвет |
Различать теплые и холодные цвета. Закрепить в активном словаре их названия. |
Две картинки с цветочными вазами. В вазах зелёные стебли. На одной вазе узор тёплого цвета, на другой холодного. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета: холодных и тёплых тонов |
День открытых дверей: «Забавная сенсорика» Родительское собрание «Воспитание сенсорной культуры у детей подготовительной к школе группе» |
||
«Подбери себе соседа» |
Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету |
Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырёх - пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребёнка) |
||||
«Подбери по форме» |
Форма |
Подбирать предметы к геометрическим образцам |
Геометрические фигуры, предметы интерьера, игрушки |
|||
«Разложи, как я скажу» |
Развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур |
Набор геометрических фигур |
||||
«Коробки в ряд» |
Величина |
Сопоставление предметов в ряд от самой высокой до самой низкой |
Набор коробок разной высоты |
|||
«Веселые матрешки» |
Различать и сравнивать предметы по разным качествам величины |
2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов |
||||
Декабрь |
||||||
«Подбери кружочки похожего цвета» |
Цвет |
Различать цветовые оттенки |
Кружки основных цветов и пять оттенков каждого цвета |
Консультация: «Воспитание шустриков и мямликов». Дать рекомендации по проблеме общения с медлительными или подвижными детьми |
||
«Домики и гномики» |
Закрепление теплой и холодной гаммы и ахроматических цветов (белой, черной, серой) |
Домики и гномики в одной цветовой гамме |
||||
«Подбери по форме» |
Форма |
Подбирать предметы знакомых геометрических форм по названиям |
Предметы интерьера, игрушки, фрукты. Овощи (муляжи) и т. п. |
|||
«Угадай, что в мешочке лежит?» |
Определять на ощупь геометрические фигуры, геометрические тела |
Мешочек, геометрические фигуры, геометрические тела |
||||
«Длинное – короткое» |
Величина |
Развитие четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины |
Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, толстый мишка и тоненькая кукла |
|||
«Одежда для карликов и великанов» |
Сопоставление предметов по величине |
Куклы, наборы одежды разной величины |
||||
Январь |
||||||
Промежуточная диагностика уровня знаний по программе |
Обследование детей на выявление уровня знаний по программе за полугодие |
Игровой материал в сенсорном уголке, сенсорной зоне |
Буклеты с играми по развитию сенсорной культуры для занятий в домашних условиях Беседа «Взаимодействие ДОУ с родителями в рамках сенсорного развития детей» |
|||
«Разноцветные шарфы» |
Цвет |
Упражнять в смешивании основных цветов для получения новых оттенков |
Образцы шарфов для рассматривания, краски, кисти, палитры, непроливайки |
|||
«Дорисуй деталь» |
Знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора |
Две картинки. На одной нарисован сапожок с орнаментом, надругом - контур |
||||
«Сломанная машина» |
Форма |
Замечать нарушения в изображенном предмете |
Машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части |
|||
«Сложи фигуру» |
Составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу |
Фланелеграф, модели геометрических фигур |
||||
«Найди свой домик» |
Величина |
|||||
Наборы сюжетных картинок и разрезных, подбирать предмет к образцу |
Два комплекта полосок, одинаковых по цвету и длине (15 см) но разных по ширине |
|||||
«Елочки для мишки и мышки» |
Сравнение предметов по высоте, результаты сравнения отражать в речи словами «выше», «ниже», «высокий», «низкий», правильно показывать высоту предметов |
Фланелеграф, бумажные домики: высокий для медведя, низкий для мышонка; силуэты медведя (большой) и мышонка (маленький). На каждого ребёнка по две ёлочки (высокая – 15 см и низкая – 10 см), лист белой бумаги с проведенной на ней линией |
||||
Февраль |
||||||
«Зимняя палитра» |
Цвет |
Получать смешением красок разные светлотные оттенки. Продолжить знакомство со светлотным рядом |
Рисунок 5-7 воздушных шаров разной светлоты; листы бумаги, палитры, гуашь, вода |
Памятка для родителей: «Какие игры нужны ребенку для развития сенсорной культуры» |
||
«Карандаши рассказывают сказки» |
Закрепление цветов спектра, теплых и холодных тонов |
Цветные карандаши, листы бумаги |
||||
«Геометрическое лото» |
Форма |
Сравнение формы предмета с геометрической фигурой путем подбора предмета к геометрическому образцу |
Карточки с геометрическими фигурами, с предметами разной формы |
|||
«Кому какая форма» |
Группировать геометрические фигуры (круги, овалы)по форме, отвлекаясь от цвета и величины |
Большие мишка и матрешка, круги и овалы разных цветов и размеров |
||||
«Посадим ели» |
Величина |
Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз |
Счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели |
|||
«Что шире, что уже» |
Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине |
По 7 полосок разной длины и ширины |
||||
Март |
||||||
«Волшебные лепестки» |
Цвет |
Закрепить знания детей основных цветов и их оттенков |
Цветок красного цвета, сделанный из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного), наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов, вазы, подносы |
Консультация: «Игрушки сенсорного свойства» |
||
«Полянка расцветай» |
Дифференцировать однородные предметы различных цветов |
Вырезанные из цветного картона цветы (по 8-10 каждого цвета) |
||||
«Ищи и находи» |
Форма |
Находить в комнате предметы заданной формы и цвета |
Специально подготовленная обстановка |
|||
«Сложи картинку» |
Составлять сложную картинку из частей |
Наборы сюжетных картинок и разрезных |
||||
«Найди и назови» |
Величина |
Находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета |
Различные геометрические фигуры |
|||
«Разложи по порядку» |
Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине |
Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. По 5 палочек на каждого ребенка |
||||
Апрель |
||||||
«Цветные шаги» |
Цвет |
Знание основных цветов и оттенков |
Одежда на детях разных цветов и оттенков |
Фотовыставка «Вот и стали мы на год взрослее» |
||
«Детективы» |
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность |
Цветная картинка, чистый лист бумаги, карандаш |
||||
«Мастерим геометрические фигуры» |
Форма |
Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств |
Наборы счетных палочек, веревочки (шнурки) |
|||
«Геометрический конструктор» |
Выкладывание фигур краба и бабочки из треугольников на время. Закрепление знаний о треугольниках |
Восемь равнобедренных треугольников, на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы |
||||
«Расставь по порядку» |
Величина |
Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке |
Магнитная доска, деревья разной высоты |
|||
Май |
||||||
«Кто больше запомнит» |
Цвет |
Умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание |
В окружающей обстановке предметы одного и того же цвета, величины, формы |
Памятка для родителей: «Роль семьи в познавательно-речевом развитии детей» |
||
«Сложи фигуру» |
Форма |
Составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу |
Фланелеграф, модели геометрических фигур |
|||
«Кто какого роста?» |
Величина |
Установление отношений между величинами на глаз, с помощью условной мерки |
Рисунки с изображением детей разного роста, условная мерка |
|||
Итоговая диагностика по программе |
Обследование детей на определение итоговых знаний по программе |
Занимательный дидактический материал |
Ознакомление родителей с диагностическими данными детей. Рекомендации по дальнейшей работе |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника